Как выжить в шторм

Несколько правил хождения по большим водоемам

В лодке один из экипажа (а лучше все) всегда, в любое время суток, должен быть бодр и трезв. Остальные вменяемы, чтобы, если что, могли бы плыть.

На больших озерах безопасных часов нет никогда, в любое время суток. Всегда следите за небом и волнами. Рябь с любой стороны –малый ход без промедления и жди ухудшения погоды.

На больших озерах путешественникам (или рыбакам) желательно иметь при себе карту глубин, по которой нужно постоянно сверяться, а если ее нет – малый ход при малейшем сомнении.

. Внимательно обходите мысы, держитесь подальше от берега, у него и дунуть может, и волны скреститься с вертикальной скачкой, да и камни бывают и топляк. К берегу подходите очень осторожно и лучше на веслах, выбирая место свободное от прибрежных камней.

Средней глубине над лудами (подводными камнями и мелями), указанной на картах, — НЕ ВЕРИТЬ!

Лодки, как правило, имеют допуск на волну 0,5 м. Такая волна на наших вну-тренних водоемах образуется при скорости ветра 5…7 м/с. Если вы все же попали в шторм и видите, что против волны идти опасно (а тем паче бортом к ней!!!), не ри-скуйте, разворачивайтесь, становитесь на гребень волны и двигайтесь со скоростью волны на этом гребне (особенно, если вы на «надувнушке»). Волна провалилась – чуть-чуть газка и на следующий гребень. И так до берега или пока шторм не успокоится.

Если кто-то из вашего экипажа оказался за бортом, не подходите к человеку в воде с включенным мотором ближе чем на 5…7 м. Желательно оставить плавающего за кормой, стабилизировать положение лодки относительно ветра, поставив, например, плавучий якорь. И постепенно стравливая якорный канат, подходить, одновременно бросив конец Александрова или спасательный круг. ВЕРНУТЬСЯ НА БОРТ даже неболь-шого судна при сильной волне реально только С КОРМЫ.

Если на волне вам предется выполнить небольшой ремонт мотора, то сориентируйте лодку носом к волне, например, при помощи плавучего якоря, а только потом выполняйте все работы.

Во время шторма не швартуйтесь к незнакомому, особенно каменистому или скальному берегу. Ищите пологое (лучше песчаное) место. Реально оцените степень возможной угрозы для вашей жизни и для сохранности лодки. Если на карту постав-лена жизнь экипажа, то выбрасывайтесь на берег, идя по волне.

ПОМНИТЕ, что уже при температуре воды 24°C время безопасного пребывания в ней измеряется всего 7…9 часами, при 5…15°C оно уменьшается вдвое. Температура 2…3°C оказывается смертельной через 10…15 минут, а при минус 2°C – не более 5…8 минут. Без своевременного грамотного оказания медицинской помощи даже спасен-ный человек может погибнуть в течение 8…12 часов от перебоев дыхания и кровеобра-щения, других явлений в обмороженных тканях и органах.