Приметы в Карелии

О карельских приметах погоды:

  • Если на масленицу и Пасху дул северный ветер, — не жди удачи.
  • На Пасху видно, как восходит солнце – будет хорошая весна.
  • На Евдокию (14 марта) хотя бы капля упадет – на Егория (6 мая) с озер и рек начнет лед сходить. Если нет, то весна будет холодная.
  • На Благовещение (7 апреля) снег с дорог не сдует – весна будет затяжной.
  • Зимой ветки у березы красные – к оттепели.
  • Васильев день (14 января) – теплый и со снегопадом – лето жди теплым и дождливым, урожайным на грибы.
  • Крещение (19 января) холодное и звездное – лето сухое, а снег и небо в тучах, то жди урожай грибов и ягод.

О рыбной ловле:

Дни, когда дул северный ветер, и ночи неполной луны карелами считались неблагоприятными как для рыбной ловли, так и для изготовления снастей.

Какая погода пришлась на масленицу, при такой же плотва будет метать икру. Щука – когда запоет дрозд. Лещ – при первом «песнопении» кукушки и цветении можжевельника.

Об обычаях,  приданиях, поверьях и суевериях карел:

В жизни карел лодка заменяла практически все: и транспорт для перевозки грузов, например, сена с покосов, с нее ловили рыбу, на свадьбе она заменяла праздничную конную повозку, и в последний путь карела также везли на лодке, так как кладбища, как правило, размещались на островах или противоположном береге реки. Северные карелы использовали часть старой лодки в качестве намогильного памятника: для мужчин – корму, ведь лодкой всегда правил он, а для женщин – носовую часть, потому что она всегда гребла.

Карелами из рыб особо выделялись щука и налим. Так, щука играла существенную роль в колдовстве. Наверно, поэтому часто щучью челюсть можно было увидеть при входе в дом в качестве оберега. Являлось плохим признаком, когда при рыбной ловле попадалось много щук или налимов. Рыбаки бросали их обратно в воду.

Карелы считали самыми уловистыми  уды, изготовленные из рябины, черемухи и березы; ольховые же или можжевеловые отпугивали рыбу. А сеть, если в нее не шла рыба, хлестали ольховыми ветками.

Карелы верили, что в каждом озере или реке живет водяной дух – хозяин водоема, не любящий шума и ссор. Он мог рассердиться и уйти в другое озеро или реку и увести с собой рыбу. Хозяина вод «приглашали» на уху, сваренную из первого улова, и просили о удаче в рыбной ловле.

Из лесных обитателей карелы особо почитали медведя и очень его боялись, а поэтому в семье карела слово медведь никогда не произносилось, оно имело множество замен. Медвежьи когти и зуб считались оберегами.

О бане:

Баня в жизни карела – священное место. Она использовалась не только для мытья, но и как лечебница, помещение для приворотов и т.п. Ритуальную «девичью» баню в канун свадьбы топили легкими дровами (кленовыми, липовыми, ольховыми), ибо березовые дрова – жестокосердие, беспокойство, еловые суковатые – кручину приносящие, сосновые неровные – печальные, осиновые – заморозками прихваченная жизнь, бранчливая, ивовые – тоску наводящие. Дрова нельзя было колоть, рубить острыми орудиями, а только ломать их мирскими руками да с веселыми песенками. Свадебные веники брали с «высоких горочек», не рубили и не резали, а ломали – средние, если нижние взять, то жизнь выйдет с «заморозками», а на верхних птицы сидели, «не было б в замужестве большой тоски». В оду приносили с островов «Царегородских», «Васильевских» или «из синих морей» (они в каждой деревне были свои).

В бане, верили карелы, живет баенник – дух, хозяин бани. Он не любит беспорядка, шума, злословья. Может «уварить» тех, кто топит баню по праздникам и воскресеньям, моется вечером.

Для изготовления веников предпочтение отдавалось березе, лист которой имел частые зазубрины и  трепетал на длинных ветвях даже в самую-самую тишь.